Правила общения с детьми, проявляющими агрессию
- Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели поведения).
- Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).
- Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные правила (в доступной форме).
- Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребенка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).
- Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.).
- В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.).
- Дать возможность самому ребенку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.
- Учить ребенка предвосхищать последствия своих негативных действий.
- Исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
- Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее четырех раз в день), чаще использовать положительную стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребенка.
- Дать возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.
- Разработать единый систематический подход родителей и педагогов к ребенку. Противоречия в убеждениях и требованиях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребенка.