Информация по предметам ОРКСЭ/ОДНКНР
Родительское собрание по выбору модуля курсов состоится на заключительном родительском собрании в конце учебного года.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций (объем 34 часа) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.
Первые четыре модуля – конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания – христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан, других людей, вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что в дальнейшем защитит его от различного рода зависимостей.
Модуль «Основы мировых религиозных культур» знакомит с элементарными представлениями о возникновении, истории и особенностях религий мира, культурными и религиозными традициями народов России, их влиянием на жизнь людей.
Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальных сведений о светской этике, ее роли в истории и современности России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.
Итак, какой же модуль выбрать? Дети всего мира изучают в школе культуру той страны, в которой живут. В России основной культурообразующей религией исторически является Православие. Поэтому модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Ведь именно Православие является историческим основанием культуры и государственности России.
ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — новая учебная дисциплина, которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015 года, спровоцировав горячую полемику среди родительской и педагогической общественности. Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР (расшифровка «Основы духовно-нравственной культуры народов России») является логическим продолжением области изучения ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), однако с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей. Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе.
Перед предметной областью стоят следующие задачи: формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд). развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры). развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
В процессе реализации поставленных задач дети не только узнают, что это за предмет ОДНКНР, но и начинают проявлять интерес к истории многонационального российского народа, более толерантно и уважительно относиться к окружающим, проявлять чувство гражданской идентичности и патриотизма. Не зря методисты и педагоги сходятся во мнении, что ОДНКНР — это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.